Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 622035, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Энтузиастов, д. 15
  • +7 (3435) 33-18-49, +7 (3435) 33-05-48
  • liceum51@mail.ru

Родителям

Консультация психолога

Уважаемые родители!


На последнем уроке психологии мы говорили с ребятами о «психологических поглаживаниях», о том, как важно говорить окружающим людям (родителям, одноклассникам) добрые слова. Но и вашему ребенку очень важно получать «психологические поглаживания», прежде всего, от самых значимых людей – от родителей. Возможно, этот материал будет для вас полезен. А картинки можно распечатать и иногда дарить ребенку (это тоже «психологическое поглаживание»).

Фразы, которые нужно говорить своему ребенку 

Мы не так часто задумываемся, что каждое наше слово способно изменить окружающую реальность, а именно — нашего ребенка. Нечаянно оброненная фраза или искренняя похвала способны как разрушить любую мотивацию, так и поддержать в трудную минуту.

Невероятное это счастье — быть понятым, признанным, успокоенным и услышанным! Правда? Иногда нам кажется, что такие вещи, как любовь, понимание, принятие усилий и труда — вещи сами собой разумеющиеся. К сожалению, это совсем не так. Нашим детям (да и нам самим) очень важно услышать простые слова поддержки и любви, чтобы двигаться дальше по сложному пути взросления.



Говорите «Я тебя люблю» 

Сколько лет бы ни было вашему ребенку — 2 или 16 — эти слова ему хочется и важно слышать как можно чаще. Даже если вам кажется, что перед вами колючий подросток, которому плевать на ваше мнение и нежности, это совсем не так. В переходном возрасте ребенок куда сильнее мечется между двумя мирами: детским и взрослым. С одной стороны, ему хочется, чтобы его считали взрослым и самостоятельным, с другой, чтобы обняли, прижали к себе и похвалили, как самого лучшего на свете. Слова «Я тебя люблю» обладают поистине золотым свойством: они успокаивают и взрослого, и ребенка, придают ему уверенности и веры в себя. Конечно, подобные слова важно подтверждать делами, чтобы они не обесценивались: обсуждайте вместе ваши проблемы, спрашивайте у ребенка его собственное мнение, прислушивайтесь, говорите, проводите вместе время. 

Когда нужно хвалить подростка?

Готовность хвалить — важное и нужное качество хорошего родителя. Конечно, важно помнить, что похвалой нельзя злоупотреблять, чтобы не нивелировать ценность этих слов и жестов. Большинство же подростков не терпят, если их хвалят некстати. Важно проявить такт и понимание, – только так ваша позитивная обратная связь будет действительно в помощь. Итак, можно и нужно похвалить ребенка, если он:

·         сделал что-то, требующее усилий;

·         выполнил какую-то работу;

·         проявил качество, которое мы ценим;

·         сделал то, о чем мы просили;

·         справился с чем-то;

·         был приветлив и отзывчив;

·         проявил мужество.

Считайте, что ваши слова — это необходимая для роста и развития юного растения энергия. Так вы питаете здоровую самооценку, мотивацию и уверенность подростка в тех ситуациях, когда это действительно уместно.

Фразы, которые нужно говорить своему ребенку (и самим себе) 


Часть 1. Вера в себя

— «Я тебе доверяю»

 — «Я в тебя верю»

 — «Я уважаю твое решение»

— «Это непросто, но у тебя обязательно получится».

— «Ты все верно делаешь»

— «Ты все правильно понимаешь»

 — «Как у тебя это получилось?»

— «Научи меня, как это у тебя получается» 

   

  

Часть 2. Обратите внимание на усилия и старания 


— «Я вижу, ты очень много труда вложил в это»

 — «Я вижу, как сильно ты старался»

— «Ты так потрудился над этим, и вот как здорово получилось!»

— «Получается очень здорово!»

 — «Могу представить, сколько времени на это ушло!»

— «Представляю, как долго ты старался, чтобы это получилось!»

 — «Сколько же пришлось придумывать, чтобы такое получилось!»

— «Твои труды привели к хорошему результату!»

— «Ты отлично постарался, молодец!» 



  


Агрессия или переговоры? 5 советов родителям агрессивного подростка

Агрессия – это проявление нарушений в эмоциональной сфере, сбой в психологической   защите ребенка. Какой сценарий преодоления подобного поведения выбрать? Как помочь ребенку "дать отпор" в конфликтных ситуациях, и в чем причины агрессии? Разбираемся вместе.
Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство — т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, для коррекции поведения подростка.


Откуда берется агрессия?

Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности. 

Молчаливая забастовка – важный сигнал


Тревога приводит к нарушению адаптации в коллективе. В результате подростки, которые не могут или не умеют эффективно и успешно общаться со сверстниками, попадают в категорию изгоев, не популярных. Такие дети одиноки, у них нет друзей, зато есть проблемы с окружением. Подобные подростки выделяются своим поведением, манерой общения, даже внешним видом. Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации. Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения — образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 11-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и игнорирование со стороны окружающих и приводит к агрессивности.


Виды агрессии

Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (1,2,3) из них.

1.      Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость.

2.      Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила».

3.      Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг.

4.      Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.


«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор — что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры. Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, — драка почти неизбежна.

 

Пар из ушей валит часто даже у взрослых

Почему мы учим детей драться, а не договариваться? Вы слышали о школах риторики для детей? Нет. А о секциях борьбы? Очень часто. Данный факт свидетельствует о том, что умение красиво и правильно говорить, вести аргументированный спор, выражать свое мнение и отстаивать его — не очень-то востребованный навык. А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно. В европейских школах логика и риторика входят в программу с начальной школы. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык. Полезно ли умение договариваться подростку? Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию — это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

 

Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?

Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.

Способ 1. Дать выход агрессии

Агрессия — это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимости сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе. Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками — не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства — дзю-до, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями. Вдруг у него не кулаки чешутся, а в душе неладно?

Способ 2. Работать с самооценкой ребенка


Вдруг у него не кулаки чешутся, а в душе неладно?

Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», — справедливо думала Александра.Человек, которому есть чем гордиться, всегда чувствует себя спокойно. Если ваш ребенок уверен, что в чем-то он точно «впереди планеты всей», то и агрессия со стороны сверстников будет восприниматься не так остро. 

Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники.

Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем — они его нашли.

Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу     

О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему. Поможет не только Шопенгауэр или книга Поварнина, но и простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время — выгодное преимущество. Не ругать, а любить – на самом деле это очень-очень сложно. 

Способ 4. Любить подростка и подавать ему пример


Не ругать, а любить – на самом деле это очень-очень сложно.


Да, ваш 13-летний Костя ведет себя как независимый мальчишка, плюющий на ваше несомненно авторитетное мнение. Несмотря на это поведение, его показательная независимость скорее защитная реакция или провокация, вызванная недостатком внимания. Подростки очень уязвимы, вспомните себя в этом возрасте. Так что почаще говорите ему о своей любви. Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье. Вы садитесь за стол и  все внимательно обсуждаете проблему? Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.

Способ 5. Следить за здоровьем

Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится — «Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку!», то  стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции. Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Здесь может помочь психолог. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия, цветотерапия, поездки на природу и даже йога. Главное — пусть подросток знает, что он не один, семья готова его поддержать, а не отругать.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/agressiya-ili-peregovory-podrostkovye-konflikty-5-sovetov/



ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ


Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

Школьная тревожность - разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит многое, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

·        противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями  либо школой;

·        неадекватными требованиями (чаще завышенными);

·        негативными высказываниями, которые подрывают у ребенка веру в себя.

Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

 ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

1. Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности, новых ситуаций.

2. У них могут быть высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки часто занижен, такие дети думают, что они хуже других, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие.

3. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

4. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, слабость в ногах, учащенное  сердцебиение.

5. Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе.

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ


·        тревожный ребенок не может долго работать, не уставая;

·        ему трудно сосредоточиться на чем – либо;

·        любое задание вызывает излишнее беспокойство;

·        во время выполнения заданий очень напряжен, скован;

·        смущается чаще других;

·        часто говорит о напряженных ситуациях;

·        боится сталкиваться с трудностями;

·        не уверен в себе, в своих силах;

·        плохо переносит ожидание;

·        часто не может сдержать слезы;

·        обычно беспокоен, легко расстраивается;

·        пуглив, многое вызывает у него страх;

·        спит беспокойно, засыпает с трудом.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


1. Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право.

2. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход.

3. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д.

4. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

5. Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

6. В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

7. Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

8. Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

9. Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»

10. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

11. Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

12. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

13. Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

14. Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника. Чаще используйте ласковый телесный контакт.

15. У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.

16. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей.

17. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

18. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой – либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить. Избегайте завышенных требований.

19. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

20. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

21. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, но так, чтобы он знал, за что.

26. Старайтесь делать как можно меньше замечаний.

27. Используйте наказание лишь в крайних случаях, ребенка не унижайте, наказывая.

 

Уважаемые родители!

Научите ребенка «подружиться» со своим телом


1. Контролируйте «внушение тела». Можно ничего не внушать себе словами, но самовнушение идет всегда. Каждый человек всегда себе что-нибудь внушает: строем своих мыслей, интонацией при разговоре, своей осанкой, манерой держаться, двигаться. Пока вы не согнулись физически, вы не согнулись душевно. Унылая физиономия не только отражает настроение человека, она его еще и активно формирует. «Чтобы почувствовать бодрость духа, надо действовать и говорить так, словно эта бодрость духа в вас уже вселилась». Обращайте внимание ребенка на его осанку, походку, направление взгляда – все это очень важно.

2. Расслабляйтесь! Наши эмоции «записываются» на состоянии нашего тела: ритме дыхания, режиме кровоснабжения, напряжения мышц. Мышечное напряжение и зажимы вредны еще и тем, что вызывают психическое напряжение, скованность и быструю усталость. Должны быть напряжены только те мышцы, которые необходимы, все остальные должны быть расслаблены. Полностью расслабившийся человек «стирает» все отрицательные эмоции.

3. Улыбайтесь! При серьезном выражении лица напряжены 17 мышц, при улыбке — 7. Физиологически смех — это вибрация и массаж, снимающие напряжение. Душевная улыбка поднимает настроение вам и окружающим. Для улыбки ищите поводы, улыбку провоцируйте, держите неугасимую внутреннюю улыбку!


4. Здоровый образ жизни. Уставший и больной тоже может держать себя в оптимальном психологическом состоянии, но ему это трудней. Оптимальный режим дня, правильное питание, прогулки, чередование интеллектуальной и физической нагрузок, полноценный сон – простые истины, которые помогают сохранить здоровье ребенка.


Уважаемые родители!

Если у вас есть потребность и желание обсудить какие-либо ситуации, связанные с Вашим ребенком –

вы всегда можете прийти в кабинет психолога

 на индивидуальную встречу.