Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 622035, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Энтузиастов, д. 15
  • +7 (3435) 33-18-49, +7 (3435) 33-05-48
  • liceum51@mail.ru

Родителям

Консультация психолога


Уважаемые родители!

       В начале нового учебного года я, Сизова Татьяна Алексеевна, психолог лицея, обращаюсь к родителям пятиклассников, к родителям, чьи дети только начинают учиться в нашем лицее.

 

Вновь наступил сентябрь, а вместе с ним наступил очередной учебный год в жизни наших детей. Учебный год уже пятый, но он первый в лицее – и это значит, что ребенку предстоит адаптация к новой школе, к новому режиму дня, к новым одноклассникам, к новым учителям, к новой системе отношений. Наша общая задача (и педагогов, и родителей) – создать такие условия в лицее и в семье, чтобы ребенок как можно быстрее и с меньшими затратами «вписался» в новую систему отношений. О некоторых особенностях адаптационного периода мне бы хотелось рассказать родителям пятиклассников.

Первый этап жизни ребенка в лицее, как правило, является этапом «эйфории» - большинству ребят, начинающих учебу в лицее, все очень нравится – красивые кабинеты, хорошие учителя, стиль общения отличается от начальной школы, - словом, все здорово. Но праздник первых дней быстро проходит, начинаются рабочие будни, и вдруг, как-то резко у значительной части детей (до 50%) наступает «период кризиса» - меняется настроение, появляются негативные высказывания о лицее, чаще вспоминается прежняя школа (там было проще, там меня ценили, там у меня были друзья, а здесь…)

Итак, родители должны быть готовы к возможной резкой смене настроения своего ребенка – это нормальная особенность протекания адаптационного периода.

Как правило, к середине учебного года все выравнивается. Не будет ярких впечатлений первых дней (человек ко всему привыкает), острота эмоций сглаживается, но не будет и особых негативных переживаний.

Но бывают дети с выраженными адаптационными проблемами разного характера! Поэтому, если вы, уважаемые родители, чувствуете, что ребенок сильно переживает по какому-либо поводу, что ему требуется поддержка и помощь, обращайтесь ко мне на индивидуальные консультации, мы будем вместе искать подходы к решению возникших проблем.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя в лицее эмоционально комфортно, поэтому на первое место выходит область отношений – отношений с педагогами и отношений с одноклассниками. И трудно сказать какая из этих областей отношений для ребенка важнее. С одной стороны, все педагоги для ребенка новые, и ему так хочется быть в глазах учителя «хорошим учеником» - хочется, чтобы каждый учитель увидел и оценил его способности, его старание – ведь ребенок пришел в лицей прежде всего учиться, поэтому мнение учителя очень важно. С вашими детьми одновременно будут работать 12-15 педагогов. Все они новые, все они разные. Конечно, ребенку трудно быстро сориентироваться как можно, и как нельзя вести себя с тем или иным педагогом. Кроме того,  в среднем звене меняется стиль отношений учителя с учеником – он становится более деловым (а в начальной школе ребенок привык к эмоционально-личностному взаимодействию с учителем). И возникают определенные обиды по отношению к учителям.

Уважаемые родители! Учите детей не конфликтовать с учителями. Это не значит, что семья должна придерживаться принципа «учитель всегда прав». Наоборот, Вы должны выслушать и поддержать ребенка, но в то же время, прокомментировать слова или действия педагога таким образом, чтобы снять острую обиду ребенка и настроить его на позитивные деловые отношения с учителем.

С другой стороны, ведущей деятельностью в младшем подростковом возрасте является общение со сверстниками, поэтому для ребенка очень важна область отношений с одноклассниками – каждому важно быть признанным и принятым в своем классе. В лицей приходит очень много ребят с яркими лидерскими качествами, и все они оказываются в одном коллективе. Часто бывает так, что в своем прежнем классе ребенок привык быть лучшим, быть первым, а тут все такие, и все хотят быть первыми. И многим детям бывает психологически трудно перестроится на несколько иной тип отношений с одноклассниками. В любом детском коллективе неизбежно возникают ссоры, конфликты между детьми, обиды друг на друга.

Дорогие родители! Очень важно, чтобы ребенок учился сам выстраивать и регулировать отношения со сверстниками! Когда ребенка обижают, родителям очень хочется его защитить, оградить от неприятностей. Но 90% конфликтов дети уладят сами. Вмешиваться родителям следует лишь в экстренных ситуациях, когда есть серьезная угроза физическому или психологическому здоровью ребенка. И начать надо с беседы с классным руководителем, выяснив все обстоятельства сложной ситуации.

 

Уважаемые родители! Ребенок проживает день событийно. Мы чаще всего оцениваем благополучие ребенка в школе по его отметкам – учится хорошо, ну вроде бы и все нормально. А для ребенка событием может быть вовсе не отметка, а похвала или, наоборот, обидное замечание учителя, происшествие на перемене, игнорирование одноклассников, то, что сегодня Саша пошел домой не со мной, а с Сережей. В школе много важных для ребенка сфер, помимо учебы. Поэтому больше говорите с ребенком о классе, об отношениях с ребятами, обо всем, что происходит в школе.

 

Уважаемые родители! Желаю Вам и Вашим детям удачного старта в лицее. И всегда готова встретиться с вами на индивидуальных консультациях.