Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 622035, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Энтузиастов, д. 15
  • +7 (3435) 33-18-49, +7 (3435) 33-05-48
  • liceum51@mail.ru

Родителям

Консультация психолога

4_2_1

Уважаемые родители!

Наступает ответственная и волнующая пора – пора сдачи государственных экзаменов. От того, насколько серьёзно выпускник отнесется к этим испытаниям, насколько он сумеет реализовать свой потенциал, во многом зависит результат экзаменационного марафона.

А родителям на этой финишной прямой нужно не только волноваться за своего ребенка, но и корректировать некоторые организационные и психологические моменты, которые придется пережить каждому выпускнику, каждой семье.

Сегодня я расскажу  о некоторых моментах психологической подготовке к ЕГЭ.

Вообще, готовность выпускника к ЕГЭ включает 3 составляющие:

1.     Когнитивная (знаньевая, содержательная) готовность – это знания по определенному предмету, умение решать тестовые задания. К этой стороне экзамена ребята готовились все 11 лет обучения в школе.

2.     Информационная готовность – информированность о процедуре ЕГЭ, о правилах заполнения бланков, об особенностях структуры заданий (части А,В,С), о временных ограничениях, о правилах поведения на экзамене и т.д.

3.     Психологическая готовность – внутренний настрой на определенное поведение, на определенный результат, умение совладать с собой; готовность распределить свои ресурсы так, чтобы прожить экзаменационный период без срывов и отрицательных последствий для здоровья и при этом показать наилучший для себя результат.

 

Чем ближе к экзаменам, тем большее значение имеет именно психологическая готовность. И роль родителей на последнем отрезке школьной жизни – обеспечить психологическую поддержку ребенку в экзаменационный период.

Медики и психологи установили, что экзамены затрагивают глубинные пласты личности. Набранные баллы многие выпускники и родители расценивают как показатель жизненной состоятельности или несостоятельности. При таком восприятии экзамен – уже не просто проверка знаний, а «Олимп» или крушение жизненных планов, которое может лишить человека самоуважения. Экзаменационная пора – это ситуация стресса. Как бы выпускник на поведенческом уровне не относился к экзаменам, как бы себя не позиционировал – все равно, это время повышенной ответственности, это стрессовая ситуация. Поэтому важно такое качество личности как стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивостьопределяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Выделяют несколько групп симптомов «экзаменационного стресса», о которых нужно знать родителям и вовремя обращать на них внимание.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

•         головные боли

•         тошнота, боли в желудке

•         диарея

•         мышечное напряжение

•         углубление и учащение дыхания

•         учащённый пульс, сердцебиение

•         перепады артериального давления

•         повышенное потоотделение

•         появление кожной сыпи, дерматиты

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:

•         чувство общего недомогания

•         растерянность

•         паника

•         страх

•         неуверенность

•         тревога

•         депрессия

•         подавленность

•         раздражительность

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:

•         стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену либо, наоборот, чрезмерное «углубление» в учебу

•         избегание любых напоминаний об экзаменах, либо, наоборот, постоянные разговоры о них («а что, если…»), вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах

•         уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период

•         увеличение употребления кофеина и алкоголя

•         ухудшение сна

•         ухудшение аппетита

 

Уважаемые родители!  Если вас серьезно беспокоит психологическое состояние ребенка, если вы наблюдаете ярко выраженные перечисленные признаки – обратитесь к психологу. С «экзаменационными» стрессами работают все школьные психологи, кроме того в городе много платных психологических консультаций. Можно также обратиться за помощью, советом на телефон доверия (8-800-2000-122 – всероссийская линия детского телефона доверия, звонок анонимный, бесплатный).

Рекомендации  родителям:

•         Обеспечьте дома удобное место для занятий, но не создавайте в доме культа «у ребенка ЕГЭ»... (т.е. не надо «ходить на цыпочках», если ребенок сидит за учебниками, не надо снимать с него все обязанности.Даже полезно, если он вымоет посуду, погуляет с собакой, какое-то время потратит на привычные домашние дела).

•         Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

•     Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

•         Обеспечьте полноценный сон – во время экзаменов спать нужно не менее 9 часов. Лучший отдых для нервной системы – это сон, в том числе и непродолжительный дневной сон.

•         Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. В плане питания детей можно «побаловать» - чаще готовьте им любимые блюда, покупайте что-нибудь «вкусненькое».

•         Напоминайте детям о необходимости давать отдых глазам, делать гимнастику для глаз.

•         Не запрещайте детям прогулки, необходимо лишь договориться, чтобы они не были очень продолжительными.

•         Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

•         Наблюдайте за самочувствием ребенка и его психологическим состоянием – никто, кроме Вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка.

•         Не запугивайте ребенка, не говорите постоянно о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры

•         Очень хорошо подумайте, прежде чем дать ребенку таблетки «от волнения». Часто бывает так, что все было нормально, никаких признаков тревожности, и вдруг накануне экзамена ребенка начинает «потряхивать» - у него болит живот, появляется рвота, понос, не может уснуть, трясутся руки и т.д. Родители понимают, что это «нервное» - и дают что-нибудь успокоительное. Но как подействует препарат (если ребенок его раньше не принимал) – неизвестно. Многие препараты «тормозят», накануне экзамена это может сыграть плохую шутку. Лучше дать что-то очень простое – таблетки валерианы, витамины. Или дать абсолютно безвредную таблетку (глюкозу, витамины), но сказать, что это очень эффективное средство от волнения. Эффект «плацебо»  (пустой таблетки) срабатывает очень часто.

•         Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

•         Сами проверьте наличие необходимых документов и принадлежностей.

•         В день экзамена разбудите ребенка лично или позвоните и убедитесь, что он встал вовремя.

•         Не критикуете ребёнка после экзамена или когда узнаете результаты экзамена.

•         Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ребенку, что он самый любимый и все у него в жизни получится!!!

Для успокоения родителей хочу напомнить житейскую мудрость – «Что ни делается, всё к лучшему». Даже, если Ваш ребенок не доберет нужных баллов и куда-то не поступит – жизнь не рухнет. Обратимся к статистике – до 40% людей в нашей стране получают второе, и даже третье образование, до 60% людей работают не той специальности, по которой обучались в ВУЗах, т.е. то учебное заведение, куда выпускники (и их родители) так стремятся попасть после школы – вовсе не являются залогом жизненной успешности, карьеры и т.д.  – об этом надо помнить.

Хочу порекомендовать ребятам несколько простых приемов совладания с собственным волнением.

1.     Дыхательные техники

Когда мы волнуемся, организм подает нам разные сигналы – у кого-то учащается сердцебиение, кто-то краснеет или бледнеет, у кого-то появляется тремор, перехватывает дыхание, болит живот и т.д. Это так называемые вегетативные реакции. Из всех этих реакций человек достаточно легко может управлять своим дыханием. Поэтому, чувствуя волнение, прежде всего отрегулируйте свое дыхание – спокойно, несколько минут просто подышите. Когда почувствуете, что дыхание пришло в норму, выполните простое упражнение: медленный вдох через нос, задержать дыхание, медленный, плавный выдох через рот, задержать дыхание. Повторите 3-4 раза. Дыхательные упражнения легко выполнить даже на ЕГЭ – вы не нарушите правила поведения, не привлечете к себе внимание наблюдателей.

Это упражнение тоже можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

 

Дыхательных техник достаточно много, поищите в Интернете, попробуйте дома, в стрессовой ситуации они вам очень пригодятся.

2.                Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1.

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2.

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3. Напрягите и расслабьте икры.

4. Напрягите и расслабьте колени.

5. Напрягите и расслабьте бедра.

6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7. Напрягите и расслабьте живот.

8. Расслабьте спину и плечи.

9. Расслабьте кисти рук.

10. Расслабьте предплечья.

11. Расслабьте шею.

12. Расслабьте лицевые мышцы.

13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

 

3.     Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.

• Большим пальцем правой руки слегка нажать точкуконцентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.

• Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается.

Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.

• Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с грецким орехом. Ладонью правой руки слегка прижмите орех к левой ладони и делайте круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2-3 минуты. То же проделайте 2-3 минуты на правой ладони, вращая орех левой ладонью, но уже по часовой стрелке.

• В завершение успокоительной гимнастики слегка помассируйте кончики мизинцев. Будьте уверены — ваши нервы не подведут в ответственный момент.

 

Я желаю всем родителям вместе со своим взрослым ребенком спокойно прожить экзаменационный период и поступить именно туда, куда мечтает Ваш ребенок! Удачи! Уверенности в себе! Исполнения желаний!